V Международная Конференция

Финансирование проектов
по энергосбережению и ВИЭ

Битюрин: «Необходимо повысить спрос энергосервис на для модернизации инфраструктуры без использования бюджетных средств»

12:16
5 апреля 2018

Уже давно стоит вопрос о том, как шире распространить механизм энергосервиса для модернизации инфраструктуры так, чтобы не задействовать бюджетные средства и средства заказчика с минимальными рисками. На этот вопрос постарался ответить коммерческий директор энергосервисной компании «ЭнергоПрофит», Михаил Битюрин.

Рынок всегда складывается из двух важных составляющих: спроса и предложения. И если спредложением в отрасли, по мнению, М.Б. Битюрина, все не так плохо, потому что есть компании, которые вплотную занимаются вопросом, существуют все необходимые компетенции, то со спросом уже сложнее. Поэтому главная задача, хоть и весьма специфичная, – это создание спроса, то есть проблема создания компетентного и замотивированного заказчика.

Круг возможностей госслужащих на этом поприще гораздо шире, чем традиционно принято считать. Есть регионы, например, Якутия, Ульяновская и Смоленская области, в которых уже давно набор инструментов не ограничивается 3% в год за счет срезания лимитов потребления, и сейчас именно они считаются лидерами по заключению энергосервисных контрактов и привлечению внебюджетных инвестиций.

Чтобы сравняться с уже существующими лидерами Михаил Битюрин предложил, во-первых, создать образовательную программу. То есть привлечь экспертов, которые бы просвещали потенциальных заказчиков, тиражировать положительный опыт успешных регионов и обмениваться им, создавать методические материалы для всех: от директора школы до руководителя региона или муниципалитета. Во-вторых, замотивировать заказчиков. Нужно обсуждать варианты возврата энергоэффективности, увязать их с размером фактически достигнутой экономии энергоресурсов за счет привлечения внебюджетного финансирования.

«Существуют и другие предложения, в которых говорят, например, о том, чтобы включать размер экономии по энергосервисным контрактам в оценку ключевых показателей руководителя региона или муниципалитета. Но при этом не стоит забывать и о том, что вместе с введением этих мер необходимо отказаться от так называемой “административной экономии” – срезания ежегодных лимитов бюджетным учреждениям на 3%», – говорит Михаил Битюрин.

Еще одна важная проблема – госзакупки. Нужна доработка региональных и муниципальных систем осуществления закупок, чтобы любой регион или город могли запускать конкурсы на энергосерервис, чтобы был возможен конкурс без лимита бюджетных средств.

Помимо этого, считает М.Б. Битюрин, необходим документ от Минфина, разъясняющий положение о том, что лимиты на оплату энергосервисного контракта находятся внутри лимита на энергоресурс, и дополнительных денег предусматривать в бюджете не требуется, и обязывающий региональный или муниципальный бюджет фиксировать лимиты на энергоресурсы для учреждений, заключивших энергосервисный контракт.

Эти немаловажные шаги сняли бы массу вопросов на местах и помогли бы двинуться дальше, значительно повысив уровень взаимопонимания и доверия между сторонами энергосервисного контракта.

Энергоатлас